Стратегические альтернативы развития племенного птицеводства

А.А. Гайдаенко, к.э. н.

 

Системный кризис в стране поставил все производственные предприятия в крайне тяжелое положение: новый рост цен на энергоносители, высокие налоги, дорогие кредиты и недостаток финансовых ресурсов парализовали деятельность большинства из них. Около 50% промышленных предприятий убыточны, в легкой промышленности их число более 53%, в производстве строительных материалов - 55,8%, а в агропромышленном комплексе - около 80%.

Нарастающий физический и моральный износ основных средств создает реальную угрозу техногенных катастроф и резко снижает конкурентоспособность товаров. Степень износа основных фондов на начало 2006 г. В промышленности, сельском, лесном хозяйстве превысила 60%; коэффициент обновления фондов сократился по сравнению с 1990 г. В промышленности почти в 7 раз, сельском хозяйстве- в 12, строительстве - в 8, на транспорте- в 4 раза. ( 1).

Из-за недостатка финансовых средств, в том числе и по причине диспаритета цен между продукцией сельскохозяйственного и промышленного производства, сельхозпредприятия не в состоянии закупать необходимую технику. Как следствие сокращение производства сельхозтехники, в том числе (в тыс штук) зерноуборочных комбайнов – с 65,6 тыс. шт в 1990 г. До 1,0 тыс. шт. в 2003г., или в 65 раз; тракторов – с 231,6 тыс. шт. до 7,0 тыс.шт., или в 33 раза. Оснащенность отрасли сельскохозяйственной техникой снизилась до 40-60% от нормативной потребности, а уровень ее износа составил 70%. Сохранение указанных тенденций ведет к снижению технического и технологического уровня проведения сельскохозяйственных работ и к негативным необратимым процессам в производственном аппарате отрасли.

Долгосрочная эффективная работа предприятия, его экономический рост и развитие определяются правильным выбором стратегических ориентиров, позволяющих наилучшим образом реализовать потенциальный человеческий капитал и другие ресурсы. Стратегия должна обеспечивать устойчивый экономический рост и развитие предприятия, повышение конкурентоспособности производимой им продукции и оказываемых услуг.

Перспективные направления стратегического поведения позволят российским птицеводческим предприятиям достойно выглядеть в конкурентной борьбе с зарубежными фирмами, а также будут способствовать обеспечению им преимуществ или равных возможностей на мировом рынке.

Для отечественных предприятий птицеводства характерны следующие стратегические позиции:

- традиционная ориентация на стратегию экономии в затратах;

- сильная зависимость ценообразования готовой продукции от состояния сырьевых рынков;

- затруднения в реализации стратегии дифференциации продукции в связи с техническими и экономическими сложностями.

Как было отмечено в теоретической части работы определение основных стратегических подходов возможно осуществить с помощью матрицы БКГ. Выполним оценку возможных стратегий по видам племенной продукции для МНТЦ в целом и по предприятиям, входящим в систему.

Для этого вся реализуемая племенная продукция МНТЦ «Племптица» представляется в виде десяти бизнес-единиц: яйцо племенное мясной породы, яйцо племенное яичной породы, яйцо племенное мясо-яичной породы, молодняк мясной породы, молодняк яичной породы и молодняк мясо-яичной породы, яйцо племенное перепелиное, молодняк перепелиный, яйцо племенное индеек, молодняк племенной индеек. К Перспективным бизнес-единицам, обеспечивающим будущее предприятия, лидерам на растущем рынке можно отнести племенное яйцо и молодняк яичных пород кур. Основными стратегиями для данной группы племенной продукции является защита имеющейся доли рынка, завоевание большей доли потребителей и осуществление повторных инвестиций в модернизацию продукта, снижение цены и повышение эффективности производства.

Молодняк племенной перепела, племенное яйцо и молодняк индейки- продукт, как правило, требующий значительных затрат для увеличения доли рынка, перспективные бизнес-единицы с высокой степенью неопределенности.

Источник стабильных доходов, не имеющий, однако, больших перспектив - яйцо мясной породы кур. Основная стратегия для этих бизнес-единиц - сохранение существующего уровня, т.е поддержание доли на рынке. Поддерживание лидирующего положения за счет цены. За счет высокой прибыли, приносимой одним продуктом может финансироваться рост других бизнес-единиц находящихся в категории «Звезды».

Направления, которые не приносят высоких доходов и не имеют текущих перспектив - яйцо и молодняк мясо-яичной породы кур, племенное яйцо перепела и молодняк мясных пород кур. Стратегиями для данной категории могут быть: усилия на сегменте рынка, в котором можно сохранить лидирующее положение и который можно защитить от атак конкурентов; применить стратегию «уборки урожая» путем снижения до минимума всех затрат на поддержку; свернуть производство товара и перераспределить ресурсы.

Аналогичная матрица была построена для предприятий входящих в состав МНТЦ «Племптица».

К перспективным предприятиям, лидерам на растущем рынке племенной продукции можно отнести научно-производственную систему «Смена». Данное предприятие уверенно держится в этой группе, сюда же относится и ППЗ «Пачелма». Также лидером в данной группе можно считать и «Птичное», но на рисунке можно заметить, что сокращение темпов роста у этого предприятия, может перевести данное предприятие в группу предприятий со стабильными доходами, не имеющих, однако, больших перспектив. В эту группу не входит ни одно предприятие МНТЦ «Племптица».

К перспективным племенные предприятиям с высокой степенью неопределенности попали ОНО ППЗ «Маркс», ППЗ «Северо-Кавказский и «Загорское». Промежуточную позицию между двумя группами занимает ППЗ «СибНИИП». Этому предприятию необходимо немного увеличить долю рынка, чтобы являться лидерами на рынке, так же как «Смена» или «Пачелма».

Направления, которые не приносят высоких доходов и не имеют текущих перспектив - ППЗ «Конкурсный», ППЗ «Кучинский» и ППЗ «Красный Кут».

 

http://chickeninfo.ru

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 
Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Рассылка 'Птица.Ру-все о домашней сельскохозяйственной птице' Агробизнес.ру. Оборудование и химикаты для сельского хозяйства, оборудование для пищевой промышленности. Изделия, производители, поставщики