Президент АККОР В. Плотников: защитить интересы пахарей.

В канун XXVIII съезда Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, президент АККОР Владимир ПЛОТНИКОВ дал интервью «Крестьянским ведомостям».

– Владимир Николаевич, 16 февраля откроется XXVIII съезд АККОР. Какими результатами встречают его фермеры? Какие вопросы намечено обсудить, чем вызвано рассмотрение проекта новой редакции Программы — Манифеста АККОР?

— По всем основным производственным показателям фермерский уклад демонстрирует устойчивый рост, причем, он опережает темпы роста отрасли в целом. Так, в прошлом году фермеры собрали 33,3 млн тонн зерна. Это на 21,1% больше, чем в 2015 году. И теперь их доля в общероссийском производстве зерна составляет 28%. Подсолнечника собрали на 23% больше, сахарной свеклы – на 38,2% больше.

Как и в прежние годы, хозяйства фермеров показали наилучший результат по темпам прироста в молочном животноводстве — 6,1%, тогда как в целом по отрасли – спад на 0,2%.

Фермерский сектор по-прежнему остается единственным, кто обеспечивает рост поголовья КРС. В 2016 году оно увеличилось на 3,4%, рост поголовья коров составил 2,5%. При этом по сельскому хозяйству в целом поголовье КРС сократилось на 1,6%, в том числе коров — на 1,9%.

Опережающими темпами растут посевные площади КФХ. Если в целом по России они выросли за последние 5 лет на 2,9 млн га, то в фермерских хозяйствах — на 5,2 млн га. Более чем по 1 млн га в год.

Причем, эти достижения – далеко не предел. Есть немало проблем, которые мешают реализовать потенциал фермерского уклада в полной мере. Среди них – неурегулированность земельных отношений, недоступность для многих КФХ кредитных ресурсов, трудности с реализацией произведенной продукции и с обновлением сельхозтехники, административное давление на крестьянские хозяйства и многие другие.

Все эти вопросы будут предметом обсуждения делегатов предстоящего съезда российских фермеров. Особый акцент хотим сделать на социальных проблемах села, на укреплении нашей фермерской ассоциации.

А что касается Программы-Манифеста АККОР, она была принята в 2005 году. С течением времени многое меняется и в фермерском сообществе, и в сельском хозяйстве страны, и в аграрном законодательстве. Соответственно, назрела необходимость внести изменения в главный документ российского фермерства.

– В последнее время все острее на повестку дня выходит земельный вопрос – свидетельством тому выступления фермеров Кубани, Ставрополья. Злободневную тему горячо обсуждали на парламентских слушаниях в Госдуме. Все фермерское сообщество приветствовало Ваше Обращение в Генеральную прокуратуру РФ: дать правовую оценку краевому закону, резко увеличивающему в Ставрополье минимальный размер новообразуемых земельных участков.

Как, на Ваш взгляд, необходимо исполнительным и законодательным органам власти всех уровней – от района до Центра решать наболевшие проблемы землеустройства?

– Вы совершенно правы, земельный вопрос стал одним из самых горячих в сельском хозяйстве и одним из самых сложных, запутанных. И решить его мы сможем только тогда, когда во главу угла будет поставлен интерес крестьянина, интерес землепашца. Все нынешние проблемы как раз и происходят от того, что выигрывают от тех или иных решений по земле кто угодно, только не крестьянин.

Вот на Ставрополье приняли закон и увеличили минимальный размер выставляемых в земельный оборот участков с 30 до 2500 га. А средний размер земельного пая составляет в крае 6-10 га. Получается, чтобы распорядиться этой землей – заключить или перезаключить договор об аренде или выставить ее на продажу, надо найти 250-300 таких же владельцев наделов, объединиться с ними, чтобы довести совокупную площадь объединенного участка до 2500 га. Разве это реально, разве это серьезный подход к решению земельного вопроса?!

Мы в АККОР считаем, что такие нормы – это прямое нарушение конституционных прав селян свободно распоряжаться земельными наделами, которые предоставлены им государством в собственность. Поэтому АККОР твердо поддерживает ставропольских фермеров и считает справедливыми их требования отменить эти антикрестьянские нормы.

Министерство сельского хозяйства России согласилось с позицией АККОР, что в условиях высокого спроса на земельные ресурсы многократное увеличение минимального размера образуемых новых земельных участков создает преимущественные условия для развития крупного аграрного бизнеса, ущемляя права и законные интересы крестьянских (фермерских) хозяйств и МФХ, а также собственников земельных паев. Штаб отрасли обратился к Губернатору Ставропольского края В.В. Владимирову и Председателю краевой Думы Г.В. Ягубову с просьбой рассмотреть вопрос о снижении значения минимального размера площади образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

В настоящее время во исполнение поручения Президента РФ Федеральной антимонопольной службой совместно с Минсельхозом России и субъектами РФ в целях обеспечения равного доступа к земельным ресурсам разрабатываются меры по антимонопольному регулированию вопросов использования земель сельскохозяйственного назначения.

Назревшей и уже перезревшей стала задача государства оказать крестьянам помощь в оформлении земельных долей в собственность. Предоставить для этих целей субсидии и долгосрочные бюджетные ссуды. Необходимо упростить и удешевить процедуру межевания, кадастровой оценки и регистрации земельных участков.

Ключевой вопрос — создание реестра землевладельцев России с указанием конечных бенефициаров, то есть реальных собственников. Необходимо законодательно ограничить общую площадь сельхозугодий данного муниципального образования, который может находиться в собственности одного физического или юридического лица.

Наконец, нужно с помощью налогов сделать экономически и финансово невыгодным обладание поистине безграничными земельными площадями. Латифундии – это монополизм в аграрной сфере, и именно так к ним следует относиться.

– С 2017 года право предоставления субсидий будет отдано регионам. Многих фермеров волнует: не получится ли так, что средства для МФХ в субъектах будут «зажимать», выделять по остаточному принципу? Как это проконтролировать?

— С текущего года число направлений господдержки сокращено с 54 до 7. Почему пошли на этот шаг? Первая причина в том, что средства федерального бюджета, направляемые на господдержку селян, выбирались не полностью и не было возможности перераспределять их туда, где они нужнее. Вторая причина – многочисленные обращения региональных властей дать им больше прав в освоении этих средств.

Логика в таком решении есть – ситуации в регионах разные, учесть все эти особенности в центре невозможно, как говорится, на месте виднее. Но есть и опасения, что распределение субсидий будет иметь субъективный характер, что основной объем господдержки пойдет крупным предприятиям, компаниям, обладающим максимальными административными лоббистскими возможностями.

Чтобы свести к минимуму такие риски, АККОР выступила с предложением –выделить в единой субсидии в качестве особого направления поддержку малых форм хозяйствования. Отчасти это предложение учтено. Министерство сельского хозяйства разработало правила, методические указания, формы отчетности по распределению единой субсидии, обозначив там в качестве одного из приоритетов поддержку малых форм хозяйствования. Практика покажет, в какой мере эти рекомендации помогут защитить интересы фермера, а говоря шире – как в регионах будут выполняться государственные приоритеты.

В целом же изменение механизма господдержки – это своего рода эксперимент. Чтобы он дал максимальные результаты, необходимо обеспечить ему должное сопровождение, мониторинг, своевременно корректировать его ход.

– С нынешнего года вводится новый механизм льготного кредитования аграриев по ставке не выше 5 % годовых. Как это скажется на работе КФХ?

– Механизм кредитования сельхозпроизводителя, который начал действовать в этом году, значительно удобнее для крестьянина. И АККОР добивалась введения такого механизма многие годы.

Как было прежде? Надо было в банке брать кредит по рыночной ставке, полностью выплачивать его. И только рассчитавшись по кредиту, обращаться в региональный орган управления АПК за получением компенсации. Ждать, когда она придет, порой, приходилось месяцами. Фактически, такой механизм был поддержкой в первую очередь банкам, а не сельхозпроизводителям.

Сейчас ситуация коренным образом меняется. Кредит дается сразу по льготной ставке – не выше 5%, а все расчеты по компенсациям государство ведет с банком, крестьянина они не касаются.

Но есть и новшества. Если раньше кредит по льготной ставке был несвязанным, то есть прямо не оговаривалось, на какие цели будут потрачены деньги, то теперь он становится целевым. Определено два основных направления кредитования – производство и переработка сельхозпродукции. Заемщик должен за них отчитаться перед банком. Так, скажем, фермеры, занятые производством, могут получить кредиты на покупку ГСМ, удобрений, сельхозтехники и запчастей к ним, уплату страховых взносов при страховании урожая, на приобретение сельхозживотных.

Льготный краткосрочный кредит выдается сроком до года в размере не более миллиарда рублей. Пределы льготного инвестиционного кредита не устанавливаются, и они выдаются на срок до 15 лет.

Главный вопрос – насколько доступны такие кредиты для фермера? Особенно если учесть, что фермеры считаются сложными заемщиками. Сложными не потому, что являются недисциплинированными плательщиками – здесь как раз особых проблем нет, а потому, что распылены и кредиты берут небольшие. Так вот, чтобы защитить фермера, на кредитование малых форм хозяйствования из 21 млрд рублей, направленных из федерального бюджета на эти цели, выделена квота 20%.

– Как Вы считаете, продовольственные санкции помогли агропрому? Ваше отношение к заявлению первого вице-премьера И.Шувалова на Гайдаровском форуме о том, что после 31 декабря 2017 года Москва в случае потепления отношений с Западом не станет продлевать контрсанкции?

– Эмбарго на продовольственный импорт стало вынужденной, ответной мерой на экономические санкции Запада в отношении России. И оно, конечно, пошло на пользу нашему сельскому хозяйству. Ведь пробиться нашему сельхозпроизводителю к покупателю было крайне сложно, прилавки у нас в магазинах были буквально забиты импортными овощами и фруктами, колбасой, мясом, сыром и т.д. Теперь картина становится иной – им на смену все больше приходят отечественные продукты. Образовавшиеся ниши заполнил российский сельхозпроизводитель, а сельское хозяйство стало лидером по экономическому росту.

Как долго продлится эта ситуация – гадать не будем. Снимут или не снимут, но нам нужно заниматься тем, что нужно делать в любом случае – повышать конкурентоспособность сельского хозяйства, увеличивать производство, повышать качество и наращивать экспортный потенциал. Это и есть важнейшие задачи сегодняшнего дня.

– Владимир Николаевич, сколько средств отпущено на АПК и на развитие фермерства в 2017 году? Каким должно быть финансирование сельского хозяйства, чтобы обеспечить продовольственный суверенитет страны?

– Финансирование сельского хозяйства в текущем году сохранено на уровне прошлого года и составляет 215 млрд рублей из федерального бюджета. Фермерские программы финансируются в целом на уровне прошлого года: на поддержку начинающих фермеров, по данным Минсельхоза России, планируется выделить 3,7 млрд рублей (в 2016 г. – 3,9 млрд), на развитие семейных животноводческих ферм – 3,3 млрд (в 2016 г. – 3,46 млрд), на развитие материальной базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов – 1,5 млрд рублей (в 2016 г. – 900 млн.).

Кроме того, фермеры получают поддержку по льготному кредитованию, о чем говорилось выше. Продолжается оказание погектарной поддержки и выплата субсидий по молоку. Растет число фермеров, которые участвуют в специальной льготной программе обновления сельхозтехники, реализуемой совместно АККОР и Росагролизингом. В этом году на нее выделено 500 млн рублей.

Конечно, этих средств недостаточно, хотя, справедливости ради, следует сказать, что еще десяток лет назад фермеры о такой поддержке и не мечтали. Добавлю, что средства на село выделяются в крайне напряженных экономических условиях, и АПК – единственная гражданская отрасль, где не допущено снижения финансирования.

От редакции. Прокуратура Ставропольского края дала ответ на запрос депутата Государственной думы РФ, президента АККОР В.Н. Плотникова о нарушениях законодательства в сфере землепользования, возникших после принятия в ноябре 2016 года краевой Думой поправок в Закон «О внесении изменений в статьи 32 и 34 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений». (Согласно закону, минимальный размер новообразуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения увеличен с 30 га до 2500 га).

Высшая надзорная инстанция провела проверку данного закона на соответствие его федеральному законодательству. В ходе проверки установлено, что при принятии закона не учтены права и свободы лиц, которым принадлежат доли в праве собственности на земельные участки сельхозназначения, гарантированные Конституцией РФ и нашедшие свое дальнейшее отражение в Земельном кодексе, Гражданском кодексе, в Федеральном законе «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Кроме того, принятие данного закона ведет к созданию неравных условий для сельхозтоваропроизводителей, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств и повлечет нарушение их прав.

Прокуратурой в Ставропольский краевой суд направлено исковое заявление о признании нормы о минимальном размере образуемых земельных участков в 2500 га недействующей. Сейчас исковое заявление находится на рассмотрении. Отмечено, что еще на стадии рассмотрения законопроекта прокуратурой Ставропольского края было дано отрицательное заключение.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 
Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Рассылка 'Птица.Ру-все о домашней сельскохозяйственной птице' Агробизнес.ру. Оборудование и химикаты для сельского хозяйства, оборудование для пищевой промышленности. Изделия, производители, поставщики